Ладожское озеро, мыс Куркиниеми
Над Исо-Койрасари прекратился дождь, вскоре показалось солнце. Волны, приходящие с открытой Ладоги, разбивались о прибрежные скалы как будто веселее, постепенно теплело, и от травы начал подниматься пар. Мы вышли на самое высокое место, чтобы посмотреть на Куркиниеми, и разглядели вдали белый маяк, но он совсем быстро исчез, а за ним и гранитный мыс, на котором он стоит. Потом стали пропадать в густом тумане и соседние острова, и даже деревья в ста метрах от нас.
Мы сели в лодку, привязанную с западной стороны острова, и отправились собирать лагерь, потому что к вечеру хотели перебраться на новое место. После нашего позднего обеда воздух стал чуть прозрачнее, мы решили двинуться дальше, всё-таки на Куркиниеми я уже был два года назад, и на навигаторе остался записанный трек.
Путешествие вне времени: Такионлуодот – Исо-Койрасари – Куркиниеми.
Тех.: Canon EOS 40D, EF-S 10-22 mm f/3.5-4.5 USM, фильтр Cokin P121M, штатив, пульт.
Путешествие на лодке в густой туман – это совершенно необычное ощущение пространства. Настолько минималистичным пейзаж я ещё никогда не видел. Кроме лодки есть только две вещи – водная гладь, уходящая в никуда, и воздух, непрозрачный, плотный, уходящий в неизвестность. Где наступает «нигде», тоже не понятно, может быть, это сто метров, а может, пятьдесят. Нет, вряд ли сто метров – мы проходили мимо того же Исо-Койрасари очень близко, чтобы вообще видеть, что мы идём вдоль острова.
После Исо-Койрасари и близлежащих скал нужно несколько километров пройти по открытой воде по прямой к Куркиниеми. Здесь мы снова оказались в пустоте: лодка мерно поднимается и опускается на широких пологих волнах, вёсла всё так же зачёрпывают воду, и понять, движемся мы или нет, можно только увидев отдаляющиеся круги на воде. В тумане равномерно светло и бело, только поглядев «в потолок», можно увидеть немного синевы неба. Если попасть в полосу попрозрачнее, видно большое гало с одной стороны – это солнце светит с запада. Так мы постепенно подошли к Журавлиному мысу, от которого издали уже доносился рокот прибоя. Идём по приборам, по старому треку. Небольшая сложность в том, что в 2009-м я много ходил по Куркиниеми пешком, а сухопутные и водные треки в навигаторе не различаются. Вдруг из тумана показываются наконец скалы Куркиниеми, маяка ещё не видно, но я всё равно кричу Косте, чтобы тот активно работал правым веслом.
Обогнув мыс, мы осторожно прошли между материком и островами Есусарет и завернули в небольшой заливчик, где у меня было отмечено хорошее место для стоянки. По сравнению с островами Такионлуодот, форпостом на Ладожской акватории, здесь довольно высокий песчаный берег, на нём неплотный сосняк, и потрясающие возможности по размещению лагеря. Узкий песчаный пляжик уходит в воду, по обоим флангам выходят в Ладогу каменные берега Куркиниеми и Унонниеми. Есусарет уже не видны за полосой тумана. Лес тоже постепенно растворяется. Мы всё так же вне времени и пространства.
Δ Путешествие вне времени: залив с видом на Унонниеми
∇ Лес на песчаном берегу близ Куркиниеми
На следующий день в почти таком же густом тумане мы пошли на лодке снимать скалы Куркиниеми. Вход в залив Иятьярви (на русском жаргоне топоним называют Кочерга) на этот раз был хорошо виден, хотя порой с открытой Ладоги приходили клочья особо плотной белой пелены. На мысу, конечно же, слазили на маяк, откуда открывается вид на просторы открытой Ладоги.
Мыс Куркиниеми. Полдень. Туман.
Чем дальше продвигаешься по Иятьярви, который узким и глубоким каналом вдаётся в материк на четыре километра, тем явственнее переносишься в лето. За кормой остаётся зловещая неизвестность тумана и острых скал по берегу Ладоги. А тут поют птички в лесу, над головой – чистое синее небо, припекает солнце, на мелководьях цветут кувшинки.
Вход в залив Иятьярви
Вечером туман рассеялся, скалы по берегам Ладоги приобрели обычный узнаваемый вид. Мы пошли на лодке посмотреть Антейнлахти, поснимать пейзажи и подыскать месту для стоянки когда-нибудь в будущем. Фотографировали узоры на гранитных скалах. На обратном пути проходили мимо маленького островка. Потом высадились на Куркиниеми, где удалось сделать вечерний, почти ночной пейзаж.
Маленький островок в Антейнлахти
Поднявшись на третий день утром сворачивать лагерь, мы увидели, что снова всю акваторию застилал туман. Как мы пришли на Куркиниеми, так же и возвращались на базу по приборам. Времени взяли с запасом, и по пути высадились на Лехтисинсари. У этого острова есть два мыса с восточной стороны и заливчик между ними, где можно удобно привязать лодку. К этому времени наконец туман начинал расходиться, и дальше мы продвигались, рассматривая берега за бортом.
Виды с острова Лехтисинсари в сторону Сикосари, Исо-Койрасари и открытой Ладоги
На лодочной базе мы перепаковали вещи, сменив сапоги на ботинки. От неё – 10 километров до Сортавальского шоссе, потом по нему ещё с часик до Хийтолы. Там по чётным дням проходит дизель в Кузнечное, который стыкуется там с последней электричкой в Санкт-Петербург.
Сменив в течение дня три вида транспорта, возвратившись в населённые места, ощутил, что Ладога, окутанная туманом, осталась или далеко в прошлом, или совсем другой реальностью.
Карта: мыс Куркиниеми примерно в 13 км к юго-востоку от Куркиёки и Тиурулы.
Ещё в это путешествие: Куркиниеми, ночь без тумана, Узоры на граните, Форма жизни.
- Узоры на граните
- Розовая лилия (ремейк) | Pink Lily (remake of 'Warmth')