Сначала на учётах было всё, как обычно: народ шумный, кабанчики тихие, снега, правда, было по колено минимум, но это и к лучшему – набегавшись за день, все тихо спят в гостевом доме.
Первый „прогон“ II квартала с севера на юг был не слишком интересный, а развлекуха была впереди. Проходить сады у четвёртого квартала учётчикам-то тяжело, не говоря уж о загонщиках. Может, поэтому их громкие „Го-оп!“ кабанов не смутили, и те чаще всего прорывались назад сквозь линию загонщиков. Свиньи не дураки бегать зря по глубокому снегу. Что человеку по колено, то кабану по уши!
Δ Шеренга загонщиков подпирает стадо, и секач бежит на прорыв!
∇ Стадо кабанов проходит цепочкой поперёк рядов деревьев в старых садах
Временами было холодно, но больше всего неудобств доставляло обилие снега. За несколько дней до учётов в дубраве и окрестностях выпало полметра снега, причём в соседней Харьковской области снега почти не было. Снег продолжал опускаться на землю, наваливая знатные шапки на толстые ветви и упавшие стволы.
Совхозная дорога через дубраву
Загонщики одевают яркую жилетку поверх куртки, чтобы видеть друг друга
В ожидании кадра, большую часть времени я тусил поблизости учётчиков, иногда выдвигаясь вглубь квартала на хорошо простреливаемое место. Через час наблюдения леса уже практически забываешь о том, что поблизости кто-то есть, вдобавок никого не видно: ребята обычно прислоняются к стволам деревьев, да и одеты неброско. Пока ждёшь зверей, можно сфотографировать дятла или поползней. Они шастают по лесу почти постоянно, главное быть наготове и не делать резких движений.
Поползень деловито осматривает старые стволы
Прохоровское поле
Дальше по плану предстояла целая спецоперация – учёт копытных в Стенках-Изгорьях, удалённом участке заповедника в Новооскольском районе Белгородской области. Ближе к полуночи я зашёл в дирекцию и застал Александра Семёновича за столом перед планом, на который были нанесены все детали „боевых“ действий. Загонщики должны были выстроиться на рассвете вдоль железной дороги через каждые сто метров, в это время немногочисленный, но подготовленный отряд учётчиков во главе с участковым инспектором занимал позиции сверху холмов на границе леса, располагаясь максимально далеко друг от друга. На бумаге были прорисованы маршруты движения каждого человека, время старта и ожидаемое время финиша наверху. Но… масштабным учётам в Стенках не суждено было состояться. Рано утром в штаб пришла информация о том, что болото и озёра в низине Стенок-Изгорий не промёрзли, и человека лёд не держит.
В итоге уже заказанный автобус повёз личный состав на экскурсию в музей-заповедник Прохоровское поле. Традиционно подъехали сначала к Звоннице, а потом отправились на экскурсию в музей. Музей, надо отметить, вполне федерального уровня. Я уже не очень хорошо помню, какой он был почти десять лет назад, но сейчас однозначно производит впечатление. Если будете в этих краях или просто поедете на юг по трассе М-2, не поленитесь сделать крюк в 30 км и посетить Прохоровку.
Звонница на Прохоровском поле. Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM, ƒ/9 ISO 320 1/160″.
Звонница на Прохоровском поле
На следующий день после поездки в Прохоровку оставался ещё непаханый край работы: первый и четвёртый кварталы, пойма, и сложный по очертаниям и рельефу седьмой квартал. Зато зверья нам повстречалось существенно больше, чем в предыдущие дни.
Кабаны хитро проскочили прямо за спиной учётчика
Косули настороженно вглядываются в пустое пространство на опушке
Наконец, учёты завершились, в лесу не осталось ни одного неучтённого зверя (даже зайца и лисиц посчитали, хотя те и не копытные), и пришло время всем вместе сфотографироваться.
Команда волонтёров и сотрудников заповедника на учётах копытных в Лесу на Ворскле в 2013 г.
Файл групповой фотографии можно скачать в полном разрешении здесь:
gp_116941_bg.jpg (22 Mpx, 15 Mb)
Для волонтёров и других участников учётов архив со всеми снимками, которые размещены на этой странице, плюс дополнительные фото и видео со снежной баталией на опушке V квартала выложил до середины марта здесь:
Belogorie-2013-Pozhvanov.zip (1.3 Gb)