Интересная книжечка Вл. Минкевича оказалась у меня в руках в аккурат перед недавней поездкой в Белогорье: С фотоаппаратом в мире растений и насекомых. Она вышла в СССР в 1957 году. В ней в нескольких очерках рассказывается, как снимать крупный план плёночной техникой, когда нужно внести в кадр линейку, чтобы подчеркнуть достижения советской агротехники по части выращивания кукурузы. Видя приспособления для крупноплановой съёмки полувековой давности – „макростакан“ для ФЭДа, столик для фотографирования горшка с цветами, невольно восхищаешься теми потрясающими возможностями, которые есть у нас под рукой с цифровой аппаратурой. Макрообъективы (появились в 1960-х), почти произвольная светочувствительность матрицы, LiveView – всё это позволяет делать удивительные кадры живых существ в природе, а не дохлой стрекозы под лампой на выдержке две секунды.
Тем не менее, запомнились несколько полезных моментов в книжке.
Во-первых, это прикрепляемая к фотоаппарату доска-упор, длина которой соответствует дистанции фокусировки для фотографируемых объектов. Например, мы выставляем вперёд длинную штативную площадку на такое расстояние, которое соответствует удобному масштабу для съёмки муравьёв. Дальше фотографируем, не заботясь о фокусировке, а просто прислоняя торчащую впереди объектива направляющую к субстрату.
Во-вторых, всё-таки вопрос представления масштаба. Это в макрофотографии важно. В книжке есть фотография карликовой берёзы (Betula nana), растущей за Полярным кругом, рядом с которой положили пачку Казбека. Сразу понятно, какого размера деревце. Мысль хорошая, надо будет сделать подобный кадр, вот только что взять вместо папиросной пачки в наше время? Айфон? Нож? Спичечный коробок? А, может, трекинговый ботинок?
Но самое трогательное для меня в этой книжке был эпиграф. Сразу переписал его на нулевой слайд технической презентации Макрокласса, ибо эти слова актуальны, как никогда раньше.
Вчитайтесь в слова русского учёного Климента Аркадьевича Тимирязева:
Я убеждён, что придёт время, когда люди будут чаще бродить по лесам и полям не с ружьём, а с камерой фотографа за плечами, и не за тем, чтобы подшибить какую-нибудь несчастную пичужку и лишь мимоходом, урывками полюбоваться на природу, а затем именно, чтобы любоваться природой и при случае унести с собой возможно художественное её воспроизведение.
Солнцезащитные очки