Пожалуй, все, кто читает заметки на этом сайте, знают, что такое градиентный фильтр. Для тех, кто в танке, поясню: градиентный фильтр – это плоская прозрачная пластина, часть которой затемнена. Когда необходимо, при съёмке пейзажа градиентный фильтр устанавливают перед объективом так, чтобы затемнить слишком яркую часть кадра, применить цветовой переход или спецэффект.
В наши дни, когда качество изображения с цифровых сенсоров превзошло плёночное, невольно возникает вопрос: а зачем нам вообще нужен фильтр в своём материальном воплощении, если мы можем легко „натянуть“ виртуальный градиентный фильтр в Лайтруме?
Так то оно так, да не всегда. Дело в том, что при постобработке мы имеем дело с информацией, уже записанной в файл при съёмке, и её может не хватить, чтобы восстановить детали в светлой части композиции, особенно если вы экспонируете кадр по принципу ETTR. В реальной жизни „виртуальный“ градиентный фильтр в Lightroom позволяет восстановить детали с участков, пересвеченных приблизительно на одну ступень (один стоп). Две ступени, а уж тем более три и больше – слишком серьёзная потеря информации.
Ок, с динамическим диапазоном понятно, но я же могу отснять исходники для HDR?
Верно, если условия позволят. Когда мы фотографируем в „режимное время“, сцена при этом очень динамична, как в ветреную погоду или на берегу моря в шторм, ±EV-кадры будут сильно различаться по положению подвижных объектов. Ещё одна ситуация, когда HDR „не спасёт“ – съёмка в вечернее или утреннее время на очень долгой выдержке. Освещение кардинально изменяется к моменту съёмки следующего кадра в эксповилке. И ещё, HDR работает для одного кадра, а если хочется снять видеоклип с панорамированием вдоль линии горизонта, то почти наверняка понадобится градиентный фильтр, чтобы сбалансировать яркость в кадре.
Но вообще-то я не собирался убеждать вас, для чего нужен градиентник, а хотел рассказать, как выбрать хороший.
Градиентные фильтры выпускаются в виде прямоугольной пластины из стекла или оптического пластика, или же в резьбовой оправе. Сразу отметаем последний вариант, потому что у него расположение перехода между прозрачной и затемнённой частью зафиксировано – это нам не интересно. Пластинчатые фильтры крепятся на объектив с помощью специальной системы, у которой обычно две части. На внешнюю резьбу объектива, куда прикручивают светофильтры, устанавливается переходное кольцо, а уже на него – держатель фильтра. Можно, конечно, фильтр и руками держать, или резинкой к бленде прицепить, но рано или поздно фильтр поцарапается или упадёт, и дауншифт-подход обернётся покупкой фильтра взамен испорченного, и на этот раз вместе с нормальным держателем. Может показаться, что использование градиентного фильтра снизит вашу мобильность, однако любое решение, которое позволяет освободить руки и голову фотографа, следует приветствовать. Это как штатив: кадров, возможно, будет меньше, но они почти наверняка будут лучше.
В отличие от резьбовых фильтров, пластинчатые можно свободно передвигать вдоль паза держателя, и подстраивать положение градиентного перехода так, как нам нужно.
Пластинчатые фильтры бывают нейтрально-серые и цветные. Цветные тоже оставим как-нибудь „на потом“: как фотограф искажает и приукрашивает цвета при съёмке – это его сугубо личное дело. Мы сосредоточимся на нейтрально-серых градиентных фильтрах – чисто техническом аксессуаре пейзажного фотографа.
Нейтрально-серые градиентные фильтры могут быть с мягким (soft edge) или резким (hard edge) переходом между прозрачной и затемнённой частями пластины. Фильтры с резким переходом обычно применяют только на телеобъективах, а для использования с широкоугольным объективом годится фильтр с мягким переходом, резкий градиент на широкоугольнике будет давать на фотографии неестественно чёткую линию перехода.
Второй параметр, по которому различаются нейтрально-серые градиентники – степень затемнения. Обычно это двукратное (50%, 2×, или 1 стоп), четырёхкратное (75%, 4×, или 2 стопа) или восьмикратное (87.5%, 8×, или 3 стопа) затемнение, т.е. ослабление светового потока. Иногда эти фильтры маркируют соответственно 0.3, 0.6, или 0.9. У некоторых производителей ещё есть фильтры с затемнением на 1.5 и целых 4 стопа, но они нужны довольно редко.
Какой из нейтрально-серых градиентных фильтров наиболее практично иметь в кофре? На мой взгляд, оптимальный вариант – градиентник на 2 стопа с мягким переходом. Почему? Смотрите, один стоп яркости вполне можно вытянуть „виртуальным“ градиентным фильтром в Lightroom. Результат использования фильтра в три стопа можно получить, наложив в Lightroom градиент в 1 стоп поверх исходника, снятого с четырёхкратным фильтром (2 стопа, он же 0.6). Таким образом одним нейтрально-серым градиентным фильтром в два стопа можно закрыть почти все потребности пейзажного фотографа, работающего с цифровой техникой.
Даже на российском рынке представлены несколько разных производителей градиентных фильтров. Какую марку выбрать?
У многих фотографов знакомство с градиентными фильтрами начинается с французской фирмы Cokin, потому что эти фильтры самые дешёвые, и у Cokin есть совсем недорогие фильтры формата M (серия P), которые годятся для любительских объективов с резьбой до 82 мм. Кроме них, вы могли встретить марки Lee Filters, Singh-Ray. Но все ли йогурты одинаково полезны? 🙂
Сразу стоит предостеречь от использования фильтров Cokin. На широкоугольных и сверхширокоугольных объективах они дают лиловый или красноватый оттенок на небе по краям той части кадра, что была закрыта затемнённой стороной фильтра. От этого цветного виньетирования довольно неприятно избавляться в постобработке. Откуда берётся это цветное затемнение? Очевидно, это следствие оптических характеристик фильтра, которые реально имеют значение для фотографии. Покупая градиентный фильтр, хотелось бы видеть его спектральные характеристики, но… производители их не публикуют, да и вообще в интернете их невозможно найти!
Спектры пропускания нейтрально-серых градиентных фильтров плотностью 2 стопа под марками Cokin, Lee, Singh-Ray и Formatt Hitech (какие были под рукой и какие смог достать) я исследовал самостоятельно при помощи спектрофотометра X-Rite Colormunki Photo и специального софта. Спектрофотометр – это прибор, который регистрирует зависимость интенсивности излучения (прошедшего через фильтр) от длины волны, делая серию измерений – в отличие от матрицы фотокамеры, которая выдаёт для пиксела только 3 значения яркости в синей, зелёной, и красной частях видимого спектра. В результате получается спектр пропускания фильтра, который показывает, как пластина будет работать со светом в реальной жизни:
Видно, что прозрачная часть фильтров пропускает свет более-менее равномерно на уровне 92%. А вот свойства затемнённой части фильтров различаются: наименее равномерное пропускание у фильтров Cokin и Singh-Ray. Это означает, что в реальной жизни оттенки жёлто-оранжевого и синего будут искажены. Кроме того, у Cokin и Singh-Ray пропускание в длинноволновой („красной“) слишком велико и почти в полтора раза превышает показатель у хороших фильтров Lee и Formatt. То есть по факту затемнение хуже всего работает для оттенков глубокого красного. Вот вам и объяснение того, почему Cokin даёт цветное виньетирование по краям затемняемой части кадра. Лучи света, попадающие в край кадра при использовании широкоугольного объектива пересекают существенно большую толщину фильтра (см. рисунок), и поэтому для использования с широкоугольным объективом фильтр должен обладать как можно более равномерным пропусканием.
Из этого небольшого теста следует, что лидером по качеству является нейтрально-серый градиентный фильтр Formatt-Hitech HD ND Soft Edge .6 4×4.5". Неудивительно, всё-таки Formatt HD изготовлен из лучшего в мире оптического стекла (!) Schott Superwhite, но он и стоит больше $300 (!). Продукция Lee Filters почти такая же качественная при цене втрое меньше. Аутсайдеры – Cokin и хвалёный Singh-Ray. Оправдывает ли стеклянный фильтр Formatt свою цену? И да, и нет. Стеклянная пластина тяжёлая и запотевает на морозе и в туман, зато это стекло, которое не сгибается, и с ним комфортно работать в перчатках, не опасаясь поцарапать. Однако вы едва ли заметите разницу между кадрами, снятыми с фильтрами Formatt и Lee. В отношении спектральных характеристик они почти одинаковы. Lee из оптического полимера – отличный выбор для прижимистого пейзажиста!
Надеюсь, что эта статья поможет вам решить, нужен ли вам для пейзажной работы градиентный фильтр, и если да, то какой из них выбрать.
Используйте хороший градиентный фильтр, по-максимуму работайте с кадром при съёмке, и берегите глаза, проводя время на природе, а не за компьютером! Замечательных вам фотографий!
- Журнал Заповедные Острова
- Водопад, уходящий под тающий снежник
6 thoughts on “Выбор „правильного“ градиентного фильтра для пейзажной фотографии | Эксклюзив: тест спектральных характеристик нейтрально-серых градиентных фильтров Cokin, Singh-Ray, Lee и Formatt-Hitech HD”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Григорий, добрый день,
Мой отец сам написать не может, поэтому я передам его вопрос:
– объектив Canon 28-300 (тушка Canon 6D) , внешняя резьба – 77 мм;
— я любитель и на фото не зарабатываю, но хочу получать удовольствие от результата (пейзаж в путешествиях) ;
так какой держатель для градиентного фильтра (и, наверное, для поляризационного фильтра тоже) вы порекомендуете?
Добрый день, Никита!
Используйте держатель Cokin для фильтров размера Z, или Lee через компендиум (дороже, но удобнее и надёжнее).
А вот поляризационный фильтр лучше использовать резьбовой.
Только стеклянные фильтры Formatt-Hitech рассматривались? Было бы интересно посмотреть на результаты пластиковых от FH.
Да, Виктор, рассматривал только стеклянный фильтр. Если попадутся под руку пластиковые – обязательно сниму спектр, будет тогда апдейт.
О, спасибо! Как раз подумывал не заменить ли мой градиентник Lee на Singh-Ray 🙂 Теперь могу спать спокойно… Насчет выбора между пластиком и стеклом, на своем опыте убедился: во второй раз использования фильтра Lee после покупки, он у меня упал на камни… Результат — обломился нижний угол в светлой части, на результат никак не влияет, он всегда ниже держателя. Что было бы со стеклом остается только гадать.
Немного оффтопа. У тебя там в примерах панорама снятая с поляриком. Не было проблем при сборке? Я вот недавно столкнулся с такой проблемой, все небо в полоску в районах сшивки. 🙁
Привет!
Ага, можешь спать спокойно 🙂
Про сшивку панорам: они сняты на тилт-шифт без поворота оптической оси, поэтому проблем со сшивкой не было вовсе.