Выбирая зум-телеобъектив Canon, можно почувствовать, что глаза разбегаются. Четыре варианта объективов 70–200 L-серии (f/2.8 со стабилизатором и без, и f/4 со стабилизатором и без него), сравнительно недорогой 70–300mm f/4–5.6 IS USM, и, наконец, Canon EF 70–300mm f/4.5–5.6 DO IS USM с зелёным колечком — необычный и недешёвый герой нашего обзора.
Характеристики
фокусное расстояние: 70–300 мм
светосила: f/4.5 – f/5.6
угол обзора: 34°–8°15′ (по диагонали), 29°–6°50′ (по горизонтали), 19°30’–4°35′ (по вертикали)
резьба под светофильтр: 58 мм
масса: 720 г
длина (без бленды): 99.9 мм
диаметр: 82.4 мм
минимальная дистанция фокусировки: 1.4 м
Комплект
Объектив EF 70–300mm f/4.5–5.6 DO IS USM
Передняя (E-58U) и задняя крышки объектива
Бленда ET-65B
Мягкий чехол LP 1116
Инструкция
Коробка
Многие недоумевают, зачем вообще нужен этот объектив с дифракционной оптикой (DO). Стоит он дорого, картинка почти как у L-серии, но чуть менее контрастная, и изготовлен по редкой технологии.
Объектив EF 70–300mm f/4.5–5.6 DO IS USM можно назвать нишевым. Его основные достоинства – небольшие габариты и высокое качество изображения. Он довольно тяжёлый – 720 г, но при этом не превышает 10 см в длину. Поэтому объектив 70–300 DO в первую очередь рассчитан на тех, кому нужен хороший и максимально компактный телеобъектив для съёмки в поездках, будь то экскурсии по античным городам или пешие экспедиции по горному Заполярью.
Технология DO
Объектив 70–300 DO стал вторым объективом Canon с технологией дифракционной оптики. Эта интересная технология позволяет уменьшить размеры телеобъектива и при этом практически свести к нулю хроматические аберрации – цветные ореолы по контрастным границам объектов. Идея состоит в том, чтобы с помощью дифракционного элемента, размещённого вначале оптической системы, обратить порядок фокусировки лучей разного цвета так, чтобы они после прохождения остальных линз объектива схлопнулись на матрице в одной и той же плоскости фокуса. Если лучи красной, зелёной и синей части спектра сфокусированы в одной плоскости, то хроматические аберрации отсутствуют.
На момент написания обзора в линейке объективов Canon есть два объектива с дифракционными элементами: EF 70–300mm f/4.5–5.6 DO IS USM и EF 400mm f/4 DO IS USM. Второй представляет собой качественный пылевлагозащищённый супертелевик, тоже с относительно небольшими размерами и лёгкий, „всего“ 2 кг.
Эргономика объектива
С объективом очень комфортно работать. Его небольшие размеры позволяют оперативно менять объектив, доставая его из сумки, или одеть 70–300 DO на камеру и провести с ним целый съёмочный день, когда от работы с 70–200/2.8 руки уже будут „отваливаться“. Все органы управления объективом находятся под рукой: слева традиционные переключатели авто/ручной фокусировки, вкл./выкл. стабилизатора и выбор режима его работы – стабилизация по двум осям в плоскости фокуса, или по одной оси (для отслеживания и съёмки движущегося объекта). С правой стороны находится переключатель, блокирующий механизм зумирования, чтобы при переноске объектив не выезжал под собственным весом. Этот переключатель находится в зоне досягаемости указательного пальца правой руки и всегда доступен. Конструкция колец зумирования и фокусировки рассчитана на съёмку в режиме автоматической фокусировки. Ближе к камере расположено кольцо зумирования. Рядом с фронтальным элементом находится фокусировочное кольцо с достаточным запасом хода. У объектива ультразвуковой мотор фокусировки, и в его работу в любой момент можно вмешаться, исправив фокусировку вручную. Однако надо помнить, что и при обычной съёмке позиция фокуса разная на разных фокусных расстояниях: нельзя „точно“ сфокусироваться на большом приближении и потом уменьшить зум – фокус „уплывёт“. Кроме того, на фокусировочную шкалу нанесены отметки фокуса для съёмки в инфракрасном диапазоне (800 нм).
Вместе с объективом в коробке вы получаете не только стандартные крышечки и инструкцию, но ещё бленду и мягкий чехол – прямо как у объективов L-серии. Бленда – штука нужная, а вот по поводу мягкого чехла есть сомнения. Объектив он защищает разве что от пыли, а вот в качестве чехла для походной газовой лампы Primus оказался очень кстати 🙂
Опыт съёмки
Первой серьёзной съёмкой, которую провёл с 70–300 DO, была 10-дневная автономка в Хибинах за Полярным кругом. Объектив прекрасно помещается в небольшой кофр и был всегда под рукой. В горах телеобъектив нужен чуть ли не чаще широкоугольника, потому что с одной точки всегда можно увидеть сразу несколько узких сюжетов. Тут 70–300 DO оказывается очень кстати. Диаметр резьбы под фильтр – 58 мм, поэтому можно себе позволить поляризационный фильтр (под 58 мм они относительно недорогие), и снимать с его помощью сочные насыщенные картинки. Единственное ограничение использования 70–300 DO – сложные погодные условия. Если идёт дождь или мокрый снег, то необходимо пользоваться накидкой или прятать объектив в кофр, доставая его только в момент съёмки. При зумировании передняя часть объектива выдвигается (хотя и не вращается), и на неё может попасть вода, что впоследствии может привести к запотеванию оптической системы.
Если у вас нет широкоугольника, или вы не очень любите им снимать, то можно ехать в отпуск по Европе с одним только 70–300 DO: в городе им можно снять огромное количество кадров. Разные сценки из жизни улиц, детали декора зданий, особенности архитектуры – вот круг сюжетов, с которыми 70–300 DO справляется на „ура“. К тому же объектив небольшой и малозаметный в сложенном состоянии – прохожие не глядят на него так, как на белые и внушительные 70–200.
Качество изображения
Несмотря на скепсис критиков в адрес первых партий объективов 70–300 DO, нужно признать, что объектив даёт достойную картинку, действительно без хроматических аберраций. Однако микроконтраст действительно ниже, если сравнивать с объективами 70–200. Это можно легко исправить в RAW-конверторе на этапе обработки. В ACR (в Adobe Photoshop или Lightroom) удобнее всего выставить ползунком “Clarity” значение +20. Иногда (фактически очень редко) блики в бокэ имеют не равномерную закраску цветом, а малозаметные концентрические окружности. Это едва заметно на отпечатках, только если знать, где смотреть, и на впечатление от снимка никак не влияет. Я ни разу не получал такое в реальной съёмке, и смог воспроизвести этот эффект только при появлении очень ярких точечных источников света вне фокуса (см. приложенную картинку). В остальном резкость и цветопередача находятся на уровне оптики Canon L-серии.
В заключение можно кратко подытожить основные особенности, преимущества и недостатки объектива EF 70–300mm f/4.5–5.6 DO IS USM.
Особенности
Специфический рисунок бликов – с малозаметными концентрическими окружностями (редко проявляется).
Тяжёлый объектив может выезжать под собственным весом – после съёмки не забывайте переключить блокировку зума.
Оптический стабилизатор не умеет определять, находится ли объектив на штативе, или же съёмка ведётся с рук. Мне не удалось обнаружить, влияет ли стабилизатор на чёткость картинки в этих условиях. Так что на всякий случай лучше стабилизатор отключать, когда ведёте съёмку со штатива.
При контровом свете блики появляются крайне редко – только если источник непосредственно „бьёт“ в объектив, и то не всегда. Но лучше использовать бленду – и фронтальный элемент защищён, и засветы не будут появляться.
Преимущества
+ Компактный
+ Оптический стабилизатор
+ Качественная картинка, на уровне 70–200mm f/4L
+ Бленда в комплекте
+ Металлический корпус, байонет и механизм зума
+ Удобное кольцо фокусировки с достаточным запасом хода
+ Фронтальный элемент не вращается при фокусировке и зумировании
Недостатки
– Дорогой (44 тыс. руб.)
– Невысокая светосила
– Нет пылевлагозащиты
– Сниженный микроконтраст (легко исправляется в RAW-конвертере)
– Тяжеловат для своих габаритов
– Нельзя использовать телеконвертеры Canon (экстендеры) – ни 1.4x, ни 2x.
Итак, если вам нужен качественный, но при этом предельно компактный телеобъектив, то EF 70–300mm f/4.5–5.6 DO IS USM – ваш выбор. Большой двухкилограммовый 70–200mm f/2.8L (IS) USM носить тяжело, и этим объективом порой сложно снимать, оставаясь незамеченным. То же самое относится и к длинным белым 70–200mm f/4L (IS) USM. Однако если вы снимаете в тяжёлых условиях под дождём, в песчаную бурю или снежный буран, или вам нужна высокая светосила зум-объектива, то следует ориентироваться на EF 70–200mm f/2.8L.
Ещё фотографии, снятые объективом EF 70–300mm f/4.5–5.6 DO IS USM
Григорий, шикарный обзор объектива!
Вам большое спасибо, такие обзоры украшают наш сайт
– Ютинет.ру